Главная \ Решения ▷ \ Прокат и аренда авто

Прокат и аренда авто

Сложно представить компанию сдающую в аренду автомобиль без системы мониторинга. Мониторинг автомобилей в аренде несет существенную экономию и окупается уже в первый же год. Владельцы прокатов получают массу важных функций которые мы опишем ниже.

Решения которые заказывают владельцы таксопарков:

- защита техники от кражи;

- контроль местоположения транспортного средства в режиме реального времени;

- контроль скорости;

- контроль пробега;

- удаленная блокировка двигателя;

- контроль выезда из геозон;

- контроль технического обслуживания;

- контроль состояния автомобиля (температурные режимы работы двигателя, ошибки по DTC и пр.);

- агрессивность вождения;

- получение уведомлений в системе, на е-майл, на телефон.

Защита автомобиля от кражи.

Первое о чем приходится подумать владельцам проката в России это защита от кражи и мошенничества с автомобилем. Допустим взять Крит там владельцы проката даже об этом не задумываются, далеко с острова не замеченным не уехать. Да и вообще заграницей с этим дела обстоят гораздо лучше. У нас же сотни случаев когда машины уезжали заграницу, на разборки, в ломбарды и т.п. 

Так как прокатную машину не спасут различные иммобилайзеры, блокировки капота, двигателя, руля и т.п. устройства от мошенников вся надежда только на спутниковые системы.

Еще в 2006 году когда не были так сильно развиты системы мониторинга был хороший способ поиска автомобиля по сотовому телефону. Телефон ставился на постоянную зарядку и прятался куда-нибудь в автомобиле. Потом через "мохнатые руки" в случае пропажи автомобиля был шанс его вернуть. Мохнатые руки нужны были для того, чтобы через оператора можно было вычислить примерное местонахождение, услуг тогда определения местоположения у операторов еще не было. Все это работало, но работало с большими задержками. Машина могла выехать заграницу и шансов её найти уже не было. 

 Чуть позже появились готовые решения которые уже передавали координаты на сервер. Были они тоже достаточно жуткими из-за своих размеров. Найти их было в машине достаточно просто. Спасало то, что не все мошенники догадывались об этих устройствах в машине. 

Stels GPS

Спустя пару лет ситуация начала меняться, все больше машин в аренде устанавливали спутниковые системы, все больше машин находилось гораздо быстрее, мошенники стали понимать в чем дело и такие блоки начали находить и отключать. Оперативное реагирование как правило не помогало. Уже через 10 минут находясь на месте где был снят блок машина не находилась и нужны были новые решения. Выход был только в уменьшении блока, чтобы его было сложнее найти. Сейчас на рынке таких блоков достаточно много и размеры действительно уже очень маленькие.  Такие блоки уже можно действительно хорошо спрятать и без специального оборудования найти их будет очень сложно

.gps_mayak.jpg

Еще чуть позже появляются автономные блоки. По началу они работали не очень стабильно, но спустя пару лет производители добились очень хороших результатов. Обнаружить такие блоки сканерами не возможно, т.к. они могут находится в "спящем" режиме несколько дней. Остается только физически отыскивать и разбирать автомобили. Можно конечно автомобиль поставить в отстойник, где отсутствует какая-либо связь, но сейчас такие блоки могут работать по 2-3 года за счет очень низкого потребления, и на практике мы встретили только один случай из нескольких сотен, когда машина "появилась" спустя пол года. Производителей таких маяков на сегодняшний день достаточно много, практически все они работают стабильно и выбор дело вкуса. У каждого есть свои плюсы и минусы, но задача их одна. Со списком маяков, ценами и настройками можно ознакомиться здесь>>.

avtofon_alfa_xl.jpg

Еще одна задача которую пришлось нам решать это установка машин в гаражи. В железных и бетонных гаражах маяки перестают показывать свои координаты по спутникам, определение местоположение которое дает оператор или со встроенными функциями определения LBC бывают очень большие погрешности. Если машина будет за городом радиус поиска может составлять 25 км. и такие случаи были не раз. На поиск машины уходило очень много времени, а время иногда решает очень важную роль. Некоторые компании закупали биперы для лыжников, некоторые стали ставить блютуз метки, кто-то пытался решить вопрос с помощью микрофона, но лучшим решением которое можно было найти на рыке была небольшая радио-метка.

loc8tor.jpg locator.jpg

У каждого из таких способов были свои минусы. Это автономность работы, ограниченное кол-во меток которые можно подключить на один прибор, не зашифрованный канал, либо радио которое находилось в постоянном активном режиме. Нужно было делать решение у которого отсутствовали этим минусы. На данный момент такое решение есть, более подробно здесь >>.

20181129_133332.jpg

Все эти приборы в любом случае не дадут 100% гарантии возврата автомобиля и защиты от угона, все это похоже на игру в кошки-мышки. Кто лучше спрячет, а кто найдет. Угонщики знают про все эти приборы и изучают  рынок на все новинки, но в любом случае даже одна возвращенная машина из нескольких окупает затраты на эти приборы. Многие пытаются экономить входя на рынок проката автомобилей и стараются обойтись одним устройством, ставят спящий маяк и считают, что этого достаточно. Поэтому ниже поговорим о других плюсах, которые дают системы мониторинга транспорта.

 

 

Контроль местоположения транспортного средства в режиме реального времени

Если автономный автомобильный маячок может помочь вернуть автомобиль, не проще поставить их 1,2 штуки и забыть о постоянном он-лайн контроле?

Сначала датчики слежения за автомобилем могли только передать местоположение без какой либо дополнительной информации, но на сегодняшний день многая информация может быть очень полезной.

Скоростной режим - в программе настраивается уведомления при которых вы получаете моментальные уведомления в случае если попался любитель полихачить. С учетом того, что сейчас очень много камер на превышения скорости, штрафы приходят не тому кто гоняет, а владельцу автомобиля. Следовательно многие компании ввели штрафы за нарушения скоростного режима и прописывают уже это в договоре, либо предупреждают устно, а чтобы можно было доказать нарушения как раз и нужна оперативная информация, чтобы потом не бегать и не искать клиента. За рубежом при аренде автомобиля идет блокировка определенной суммы на карте и если штрафов в течении двух недель или месяца после сдачи автомобиля собственнику не поступает, блокировка залога снимается. В наших же реальностях в борьбе за клиента и достаточно жесткой конкуренции многие компании дают автомобили по одним правам, без залога, без карт. Бегать потом за нарушителем уходит не мало времени.

Контроль пробега - можно машину взять в аренду по высокой цене, где не будут установлены ограничения на пробег, а если цена будет низкой по рынку обязательно будут ограничения. Можно конечно контролировать это по одометру, а если клиент попался ушлый? Взял в аренду автомобиль и накатывает в две смены без остановки в такси, такое тоже случается. Еще одна полезная функция он-лайн системы слежения.

Контроль выезда из геозон - как правило при сдаче автомобиля клиента спрашивают куда тот собрался поехать. Дело конечно лично каждого, но в некоторых компаниях застрахованные автомобили несут ограничения на страховой случай. Скажем, чтобы сократить расходы на сраховку владелец заключает договор только на город и область, а в случае когда необходимо, чтобы страховка действовала и за пределами области оперативно предупреждают страховую и за небольшую доплату расширяют действие страховки. За это дополнительно оплачивает и клиент. Без датчика слежения за автомобилем проконтролировать это не возможно, здесь же информация о выезде из геозоны поступает моментально в систему, на е-майл или смс уведомлением на телефон. Возможен сценарий при котором автомобиль блокируется автоматически, если подключена такая опция. Некоторые компании вообще могут запретить выезд за пределы области, как правило клиента об этом предупреждают заранее.

Настройка уведомлений в системе здесь >>

Контроль технического обслуживания - как правило в каждой компании есть человек который выдает, принимает и следит за техническим состоянием автомобилей. Чтобы исключить человеческий фактор можно все настроить в программе. Замену масла после определенного пробега, замену колодок, замену фильтров и т.п. На каждый автомобиль можно настроить свои пробеги согласно регламенту. Система предупредит о предстоящем ТО в системе, на е-майл или на телефон. Вовремя произведенное техническое обслуживание позволит продлить ресурс автомобилей.

Все эти задачи по слежению за автомобилем решают даже самые простейшие датчики слежения. Единственный минус самых дешевых у них как правило отсутствуют дополнительные функции, могут потреблять большой трафик, не имеют возможности удаленной прошивки и обновления. Если вы гонитесь за ценой постарайтесь сначала найти хотя бы какие-то отзывы по оборудованию. Хотя сейчас уже есть на рынке недорогое оборудование от известных производителей с минимальным набором функционала, но вполне приемлемой ценой. Ознакомится со списком систем слежения, их ценами можно здесь >>

Настройка технического обслуживания здесь >>

 

 

Блокировка двигателя - так как речь идет о прокате и аренде автомобилей мы не рассматриваем варианты различных блокировок с помощью иммобилайзеров. Речь дальше пойдет об удаленной блокировке. Самым простым и недорогим решением будет установить реле. Система слежения должна иметь 1 управляемый выход. Во первых удаленная блокировка будет полезна если к примеру вы настроили выезд из геозоны, клиент об этом не предупредил и думает, что может "проскачить" когда все спят. Не проскочит если вы настроили автоматическую блокировку. Следующее полезная функция удаленной блокировки двигателя, когда у клиента закончился срок аренды и он начинает кормить завтраками, а машину не возвращает. Дело конечно сугубо личное верить или нет такому клиенту, но на практике иногда такие клиенты потихоньку залазят в долги, вернуть которые бывает не просто. У многих компаний по прокату есть свои системы CRM в которых при отрицательном балансе по аренде автоматически идет блокировка автомобиля. Дальше клиенту остается только оплатить дальнейшую аренду, чтобы пользоваться автомобилем дальше. В нашей программе возможность блокировки есть как в ручном режиме, так и по API через CRM.

Более дорогая блокировка считается через CAN шину. Такое оборудование стоит значительно дороже, это влияет также на стоимость установки. Подключается и настраивается оборудование через специальные датчики CAN. Но если вы приобретаете такие датчики функционал системы можно увеличить еще больше.

Со список CAN адаптеров можно ознакомиться здесь >> 

Датчики CAN в системе мониторинга для проката

О CAN шине - стоимость установки и подключения систем мониторинга с CAN шиной вырастает почти в двое, поэтому поговорим о плюсах систем, которые могут быть полезны при установке кан адаптеров. Владельцем проката уже решать стоит на это тратиться или нет. 

Сначала о блокировке.

Блокировка по CAN, проводная блокировка, беспроводная блокировка. Если кто-то сделал своими руками, то кто-то также сможет это отключить. Допустим машину пытаются вывезти из области и в этот момент происходит блокировка автомобиля. Если к этому быть готовым, то снять такую блокировку со своим оборудованием достаточно просто. Опять же никто не мешает демонтировать (отрезать заранее) провода от CAN шины. В случае с реле (проводное) действия еще проще, поставить перемычку или же кинуть питание на прямую к заблокированному сигналу. Если реле беспроводное найти такое реле гораздо сложнее, выход опять же кидать напрямую. Можно поставить несколько беспроводных реле, что соответственно увеличит и стоимость монтажа, и стоимость оборудование, только вот вопрос. Много ли таких сейчас мошенников которые хотят проскачить на авось? То есть взяли машину в прокат и погнали её за границу. Берем просто глушилку (о них чуть ниже) и гоним машину. Защита арендованных машин тем и трудна, что машину можно заранее "подготовить" для перегона. Комплексный подход. Ставим блокировку по CAN, несколько беспроводных блокировок, и в кучу еще несколько проводных. Можем? - Да. Поможет? - нет. Если все таки очень хочется, то конечно поставим. 

По цене уже конечно думать заказчику. Блокировка по CAN - установка от 5 тыс. рублей в зависимости от марки и года выпуска (блокировка возможна не на всех автомобилях, в цену не входит установка системы слежения за автомобилем). Блокировка через проводное реле 500 рублей (нормальное рабочее реле идет от 200 рублей входит в цену). Блокировка через беспроводное реле от 2.5 тыс. рублей.

И все же польза получения информации при подключении CAN есть. Да, оборудование вырастает в цене почти в двое, но решать на усмотрение заказчика. Что можем получить?

О скорости по спидометру или Глонасс GPS - если сравнивать показания, то полученная скорость через бортовой компьютер или через систему слежения будет примерно одинаковой, если оборудование настроено правильно и не дает сбоев, то полученная скорость от системы слежения будет достаточно точной, чтобы определить нарушения водителей.

Контроль расхода топлива. В прокате почти бесполезная вещь, заправка происходит самим клиентом поэтому углубляться и писать об этом не будем.

Агрессивность вождения - польза есть, но случаи такие достаточно редки. Стоит или нет решать вам. Речь идет о тех случаях когда "палят" резину. Если клиент будет отжигать на каком-нибудь треке не заметить это достаточно сложно. Все остальное можно контролировать и обычной системой слежения без подключения к кан шине.

Контроль температурного режима двигателя - польза конечно есть, при перегреве двигателя можно настроить автоматическую блокировку, чтобы клиент не смог передвигаться дальше на этом авто. Вопрос в другом. У вас много таких случаев? Если ответ утвердительный, то возможно стоит рассмотреть подключение такой функции, в остальном думаю нужно вовремя делать ТО и следить за состоянием автомобиля.

Температура Двигателя

Пробег не по GPS а по одометру - тоже может быть полезен если к примеру какой-нибудь клиент поставил глушилку GPS и съездил на рыбалку, после восстановления сигнала данные по пробегу передадутся на сервер, если конечно только он еще перед сдачей не скрутит его через компьютер. Только вот стоит ли оно того?

Давление масла в двигателе - однозначно полезная информация, особенно если не следить за заменой и фильтрами. Если CAN датчик стоит то наверное стоит получать эту информацию, лишним не будет. Если не уследить можно попасть на ремонт двигателя.

Что касается технического состояния автомобиля в прокате, то все моменты которые можно получить через кан шину будут в чем то полезны и интересны. Однако клиент, который взял в прокат автомобиль думаю сам скажет в первую очередь о лампочке давления масла, о каких либо ошибках, о том что двигатель перегревается и т.п. случаях. Он платит в первую очередь за исправный автомобиль. Другое дело такси, там отношение другое. В такси отношение зачастую к машинам другое - выжать из неё все, что можно, а потом отдать, что останется. Дальше можно идти в другую компанию. Там такая ситуация, особенно в дешевом классе, наблюдается постоянно.

Вся остальная информация (ремни безопасности, ошибки по двигателю и т.п.) также может быть полезна и также спорна в получении для проката и аренды автомобилей. Какие параметры можно получить, можно почитать по кан адаптерам, а дальше принимать решение стоит оно того или нет. 

 

Дополнительные датчики

К дополнительным датчикам можно отнести настройку отключения питания, контроль отключения блока и пр.

Здесь уже зависит от фантазии. В принципе можно установить и настроить любые датчики. Ограничения лишь в кол-ве портов в оборудовании.

Из интересных решений.

Блокировка капота - интересное решение. Разрешено написать об этом предварительно согласовав это с клиентом. Ставим оборудование под капот, запираем его так, что можно открыть его только удаленно, при вскрытии идет уведомление. У одного из клиентов такое решение применено. Сколько он заплатил за блокировку капота мы не стали уточнять, мы лишь подключили открытие этого капота удаленно и настроили уведомление на не санкционированное открытие. Решение возможно полезно против каких-нибудь хулиганов, которые решили сделать замену стартера, аккумулятора или каких-нибудь других запчастей. В остальных же случаях если поставят глушилку от угона это не спасет. Учитывая факт того, что машина может находится в любом месте и с ней спокойно можно "работать" не спеша, отключить это все можно, вполне спокойно. 

Глушилка GPS

Не будем спорить и утверждать, что если поставить глушилку с этим можно как-то бороться. Контроль глушения на сегодняшний день сводится лишь к тому, что можно поставить отдельно дополнительный блок, который регистрирует сигнал глушения, есть блоки в которых есть встроенная такая возможность. В прокате от этой функции толку мало. Кроме если как описали выше съездить на рыбалку за 700 км., а по приезду скрутить одометр, больше никакой полезности не несет.

В нашей программе вы можете задать и контролировать любое время пропажи сигнала, но на практике все к сожалению плачевно. Через 5 минут вы будете стоять там, где включили глушилку и машины вы там не найдете. В прокате и аренде машин отдаются все метки от любых иммобилайзеров, которые можно установить на автомобиль. Если личную машину можно защитить дополнительными замками капота, блокировками руля, кучей других прибамбасов и действительно кроме как эвакуатором утащить, с этой машиной быстро ничего не выйдет и нужно будет какое-то время повозится, то в аренде машин все иначе. В борьбе против кражи машин из автопроката, пока лучшим средством остается спящий маячок и радио. Машина конечно с ними уедет, но шанс её найти остается.

Так какой же все же есть выход в борьбе с мошенниками?

Основное конечно средство на сегодняшний день это проверка клиента на благонадежность. Те компании которые работают на рынке давно меняются данными, ведут свои базы. Для постоянных клиентов применяют скидки. Некоторые не выдают машины до определенного возраста и стажа. Выдают машины при наличии трех документов и т.п. В борьбе за клиента многие идут на поблажки и риски конечно в таких случаях вырастают.

Мы постарались описать то, что сейчас известно практически каждому. За собой оставили небольшие тонкости в работе. Если у вас есть комментарии или интересные решения будем рады их выслушать.

Если у вас стоит оборудование или программное обеспечение, которое не устраивает вас в работе, поможем прошить его и подключить на наши сервера. Если вы хотите ознакомится с работой наших систем, можем предоставить на тестирование нашу программу и оборудование. 

Какой трекер лучше купить? Можно прочитать наши рекомендации здесь>>