Системы Глонасс/GPS для Каршеринга
Существует две модели каршеринга
- P2P (peer-to-peer) — компания сдает в аренду частные автомобили которые хотят на них подзаработать. Пример реализации rent a ride, usemycar и др.
- B2C (business-to-customer) — по такой модели работают яндекс драйв, делимобил, belkacar и др., покупают их самостоятельно и сдают их в аренду
В первом случае машина арендуется на сутки и более, во втором же аренда идет поминутная. Из за казалось бы незначительной разницы список требований к системе слежения и мониторинга значительно отличается
Изначально каршеринг разрабатывался на платформах управления коммерческим транспортом, специализированного оборудования для управление автомобилем нет до сих пор, поэтому как правило выбор выпадал на то оборудование, у которого по характеристикам были наибольшее кол-во входов-выходов и дополнительных возможностей, таких как чтение параметров по CAN шине или работой с LVCAN адаптерами.
Телематическая платформа играет очень важную роль и должна принимать данные с координатами от всех подключенных автомобилей, моментально обрабатывать показания по всем подключенным датчикам, также принимать и передавать команды на телематические устройства, и мобильные приложения, взаимодействовать с отдельной CRM системой по управлению заказами. Очень важна скорость и надежность такой платформы, также не маловажную роль играет если платформа может анализировать и выдавать автоматические отчеты.
Не будем вникать и углубляться в работу CRM и мобильных приложений, т.к. наши разработки не касаются нашей специализации.
Мы остановимся на проблемах решаемых нашим ПО и оборудованием
Т.к. для регистрации не нужно посещать никакие офисы и личное присутствие водителя этим охотно пользуются мошенники и заводят левые аккаунты. Получить нужный комплект документов можно различными способами. Можно купить нужный комплект, другие под видом выдачи кредита просят выслать комплект документов, а потом по ним проходят регистрацию и т.д и т.п.. Способов одним словом десяток. А дальше идет уже угон автомобиля. По началу т.к. автомобили были одной марки это не привлекало внимания, но с ростом спроса на каршеринг и появлением автомобилей различных классов растет и кол-во злоумышленников. И если первая попытка угона у каршеринга произошла спустя несколько месяцев после открытия, то на сегодняшний день в месяц фиксируются по несколько десятков таких случаев. Zipcar в Нью-Йорке как раз пострадал в 2015 году на серию угонов от группы мошенников, а компании HiGear вообще пришлось закрыться т.к. ущерб по угнанным автомобилям был свыше 400 тыс. долларов.
Основной блок мониторинга - отвечает за открытие автомобиля, его запуск, считывание различных параметров (топливо, температура, ошибки по двигателю, контроль вождения и пр. функции) и передачи этих данных в систему crm. Можно использовать оборудование различных производителей таких как гелиос, фарватер, tec и др., кто с чем привык работать. Что же касается защиты, полагаться на единое решение точно не стоит. После того как случаи мошенничества стали происходить чаще, компании стали закупать gps/глонасс закладки.
GPS маяки - находятся в "спящем" режиме и выходят на связь в определенное запрограммированное время, имеют автономные источники питания, что затрудняет их поиск. Дело в том, что от gps закладок будет толк в случае "правильной" установки. Стоит ли говорить о том, что добросовестные пользователи находили такие коробочки в спинках кресел, в бардачке, им на ноги выпадали такие подозрительные коробочки? А если быть более внимательным? Посмотреть на оторванные клипсы, неправильно защелкнутые защиты... список можно продолжать и дальше. Современные gps маяки могут определять местоположение не только по спутникам, но также по LBS станциям сотовых операторов, что делает возможность поиска автомобиля даже в закрытых боксах или подземных паркингах, точность определения может быть несколько метров, а может доходить до десятков километров поэтому "продвинутые" компании на стали применять в совокупности к gps маяком радио закладки
Радио метка - служит для облегчения поиска транспортного средства в больших гаражных кооперативах, подземных и надземных паркингах. Особенностью работы радио метки служит то, что при правильном монтаже обнаружить её достаточно тяжело, т.к. имеет маленький размер и работает только на прием пока не будет сигнал от поисковика.
Защита от кражи различных агрегатов и доп. оборудования с автомобиля - что касается защиты от кражи доп.оборудования то на сегодня решения какого-либо не существует, поэтому каршеринг периодически страдает от кражи зеркал, фар, колес и т.п. оборудования. Можно ставить герконы, фото-элементы, концевики, подключать это все на основной блок мониторинга и выводить сигналы тревоги на сервер, но во первых не на все можно это поставить, во вторых это сразу влечет дополнительные затраты, а это все приводит к недовольству инвесторов. Видимо на сегодняшний день таких случаев не много поэтому на практике мы не увидели, чтобы как-то сейчас от этого защищали свой транспорт компании по каршерингу. Если такие случаи будут в дальнейшем расти, то по крайней мере сложностей со многим оборудованием не возникнет. Однако мы бы советовали владельцам присмотреться к таким решениям.
Блокировка двигателя - на заре появления каршеринга была проблема когда на машинах бились стекла или вскрывалась дверь и на машине катались бесплатно. Дело в том, что после завершения аренды на стадии развития каршеринга автомобиль не ставился на охрану, а так как ключ находился внутри в замке зажигания, достаточно было просто проникнуть в салон. На сегодняшний день после завершения аренды автомобиль автоматически встает в режим охраны и даже если в замке есть ключ уехать на нем проникнув в салон не получится. Блокировка может быть через центральный замок, стартера, бензонасоса, по CAN-шине и пр. Производители оборудования и установщики стараются сделать это через CAN-шину. Это кажется более надежным решением, но мы все же советуем блокировать автомобиль через дополнительные независимые каналы. Идеальным решением будет независимая блокировка по радио каналу дополнительный цепей. Блокировка через кан-шину сможет защитить автомобиль от неподготовленных мошенников, а вот от специалистов, несмотря на всю красоту, такая блокировка не поможет.
Учет всего оборудования - в программе должен быть быстрый поиск оборудования по любым данным (имей, серийнику, симке, исид и пр.), должна быть дата закупки, дата установки и кем когда установлено оборудование. Все это необходимо учитывать не в таблице ехел, а в отлаженной crm системе. Оператор должен за несколько секунд определить не работающее оборудование одним взглядом. Т.к. на парке в пять сотен может находится несколько тысяч единиц оборудования без нормального учета рано или поздно все это превратиться в хаос. И понять, что работает, что не работает, где нужно менять элементы питания через год работы будет затруднительно. От этого тоже сильно зависит безопасность автомобилей.
Вообще мы позже узнали, что в маяках глонасс был микрофон по которому тоже можно было найти наш автомобиль в гараже. А вообще есть аналоги вашему радио?